Коллекция колокольчиков
Все колокольчики коллекции Промыслы, производства Колокольчики - человечки Колокольный зоопарк Колокольный сад Колокольчики - города Колокольчики - домики Новогодние колокольчики Восточные колокольчики Разные колокольчики
Заметки на полях
Колокола отливают, так вести распускают (по поверью)

Алан Бургдорф
Перевод Ларисы Францек

Латунь и медь: анализ

Традиционное современное определение латуни следующее: это сплав меди и цинка в качестве основной добавки. Большинство латунных настольных колокольчиков имеют в своем составе примерно 95% меди и 5% цинка. Некоторые декоративные колокольчики могут иметь до 60% меди и 40% цинка. Точных данных о появлении латуни нет. Предполагают, что название "латунь" использовалось как разновидность названия "бронза" до фактического появления металла. Точно известно, что латунь существовала к XI веку н.э.

Традиционное определение бронзы - сплав меди и олова в качестве основной добавки. Большинство старых бронзовых настольных колокольчиков содержат примерно 95% меди и 5%  олова. В церковных колоколах содержится примерно 80% меди и 20% олова. Известно, что бронза появилась в Месопотамии в 4 тысячелетии до н.э. В современном языке термин "бронза" применяется к любому медному сплаву, в котором цинк и никель не являются основными добавками. В кремниевой бронзе (95% меди, 4% кремния, 1% других веществ) может быть некоторое количество олова, но оно не является основной добавкой. Современный сплав может содержать 90% меди, 5% олова и 5% цинка. Как он должен называться: латунь или бронза, ведь процентный состав одинаков? В США он называется "красная латунь". В Европе он известен как "итальянская бронза". Можно встретить термин "французская бронза", которая на самом деле является чистым цинком (белого цвета) и была популярна при литье во времена Art Nouveau.

Большинство настольных колокольчиков из Англии, Голландии, Бельгии и Индии латунные и изготовлены способом "литье в землю". Большинство настольных колокольчиков из Франции, Германии и Австрии бронзовые и изготовлены восковым методом.

Что же лучше: бронза или латунь?
По сути, между ними нет большой разницы. Некоторые виды латуни содержат олово в качество второй добавки, а некоторые разновидности бронзы содержат цинк как вторую добавку. Бронзовые настольные колокольчики часто более высокого качества, чем латунные по причине более сложного процесса их производства, а не из-за отлитого металла.

Как их различать?
Различие может быть очень сложным делом, особенно если добавлена химическая патина. В чистом металле латунь светло-желтого цвета и очень мелкозерниста, а бронза имеет несколько темновато-коричневый оттенок и более зерниста. Если металл окисляется естественным образом, латунь приобретает знакомый золотой цвет, в то время как бронза опять темнее и со временем может покрыться крапинками. Иногда более надежным будет сделать вывод о составе металла колокольчика, если определить место его изготовления или способ отливки.

Бронза тяжелее, чем латунь?
Плотность того и другого металла почти одинакова, т.к. в каждом из них содержится 95% меди.

Бронза тверже латуни?
Бронза состава 95/5 немного тверже латуни того же состава, но для настольных колокольчиков это неважно. Некоторые колокольчики с относительно низким содержанием меди, изготовленные в Индии, могут быть достаточно мягкими и часто во всех отношениях сделаны плохо.

Латунные и бронзовые колокольчики звучат по-разному?
В больших колоколах из латуни более резкий тон, поэтому они используются как набатные. У бронзовых тон более мягкий, и они используются как церковные колокола. Что касается настольных колокольчиков, я сомневаюсь, что кто-то может точно определить разницу, поскольку много других факторов влияют на тон колокольчика такого размера. Это было бы возможным, если бы они изготовлялись по высоким единым стандартам, как, например, колокольчики в оркестре.

Надо ли полировать настольные колокольчики?
Некоторые люди (особенно британцы) любят полировать латунные колокольчики. Если у колокольчика нет никакой серьезной проблемы, как, например, хлористой коррозии, мой совет: не полировать ни латунные, ни бронзовые. Жир можно осторожно удалить неорганическим спиртом. Чтобы удалить обычную грязь, поместите колокольчик в теплую мыльную воду и потрите его зубной щеткой или щеткой большего размера. Для защиты патины каждый год наносите на колокольчик пастообразный воск. Не держите металлический колокольчик на прямом солнечном свете, т.к. патина может обесцветиться.

Темная патина лучше, чем светлая?
Многие предпочитают темную патину, особенно красно-коричневую, но эта патина обычно является результатом действия химических растворов, которые применялись вместе с теплом во время производства и взаимодействовали с медью.

По сути, нет ничего плохого в химической патине, и ее нанесение - это обычная практика скульпторов, которые хотят придать определенную отделку своей работе. Когда патина наносится воском или лаком, она на самом деле может защищать медь снизу от коррозии. Однако патина - это очень тонкий поверхностный слой, который может легко поцарапаться, поэтому его надо защищать. Наличие или отсутствие патины не имеет никакого отношения к качеству колокольчика.

Почему латунные/бронзовые колокольчики не имеют помет?
Колокольчики с высоким содержанием серебра имеют пробу. Похоже, что латунные/бронзовые настольные колокольчики считались менее декоративными предметами, производившимися литейщиками и изготовлявшимися сотнями штук. Поэтому никого не волновало, кто именно их изготовил. На некоторых британских колокольчиках есть регистрационные пометы, но во многих странах патенты и авторское право были или неизвестны, или игнорировались. Литейщики мастерской В могли приобрести колокольчик, сделанный в мастерской А, а затем использовать его как образец для производства своих копий. Мастерская С могла продолжать производство колокольчиков из мастерской В. Каждое повторение получалось размером меньше образца, т.к. металл при охлаждение сжимается, и качество деталей колокольчика было чуть хуже. Исключением были периоды Art Nouveau и Art Deco (1890-1940), когда дизайнеры Вены "подписывали" колокольчики, а компании, такие как Tiffany, Mappin & Webb, Christofle, Minerve, WMF и Kayserzinn помечали их.

Итак, что лучше: латунь или бронза?
Лично я терпеть не могу большинство полированных латунных колокольчиков, а люблю старую бронзу с естественной патиной, но у каждого свое представление о красоте. Выбор металла для отливки, в общем, не важен, если сравнивать с основным качеством колокольчика. Насколько приятно дизайн и детали соединяются в нем? Не прерывисты ли декоративные детали? Нет ли в колокольчике трещин? Качественно ли он изготовлен? Вот что должно быть самым главным.

Журнал "The Bell Tower", том 64, номер 1, январь-февраль 2006, с. 33.

Колокольчики on-line2001-2017 Написать письмо
Колокольная галерея - выставки колокольчиков из частных коллекций